0388.02.01;МТ.01;1

ALEX SGA
Центр помощи студентам СГА © 2010-2017
· Алекс Финаев

Для быстрого поиска нужного вопроса нажмите ctrl+f
Если ответы не подходят, сообщите нам в вконтакте Алекс Финаев (Сга) и мы исправит ошибку!
Вопросы всех ответов отсортированы по алфавиту
Аббревиатуры на гласную (МГУ, МИСИ)
-> не склоняются, они могут относиться как к среднему, так и к мужскому роду
не склоняются, относятся как к женскому, так и мужскому роду
склоняются, относятся к женскому роду
склоняются, относятся к среднему роду
Авторские рассуждения на какую-либо тему - это
-> эссе
диссертация
доклад
научная статья
Библиографические справки и отсылки, а также цитация в научном тексте
-> чрезвычайно важны и обязательны
не допустимы
используются по усмотрению автора
желательны, но не обязательны
В академических жанрах доминируют формы
-> настоящего вневременного
настоящего актуального, настоящего постоянного, настоящего расширенного времени
прошедшего времени
будущего времени
В академических жанрах, номенклатурных наименованиях, употребляя родовые стилистически нейтральные варианты, для обозначения лиц женского пола (переводчик - переводчица, лаборант - лаборантка) следует использовать существительные
-> мужского рода
женского рода с суффиксами -ш(а), -их(а)
мужского рода или женского рода в зависимости от контекста
женского рода
В научной речи наиболее сложным как в коммуникативном, так и в структурном плане является жанр
-> монографический
эссе
диссертации
научной статьи
В научном стиле может быть употреблено глаголов движения и глаголов конкретного действия (от их общего числа) примерно
-> 9% и 5%
1% и 10%
1% и 3%
19% и 15%
В сочетании «два, три, четыре и более + существительное» в соответствии с литературной нормой в формах именительного и винительного падежей существительное зависит от числительного и употребляется
-> в род. пад. ед. ч. после числительных два, три, четыре, в род. пад. мн. ч. - после числительных пять, шесть, семь и т.д.
в род. пад. мн. ч во всех вариантах употребления числительных
в род. пад. ед. ч. во всех вариантах употребления числительных
в род. пад. ед. ч. - после числительных пять, шесть, семь и т.д., в род. пад. мн. ч после числительных два, три, четыре
В сочетании «сложное количественное числительное с элементом сто в творительном падеже + существительное»: с двумястами жителями и с двумястами жителей
-> первый вариант - нормативный, второй - разговорный
первый вариант- разговорный, второй- нормативный
оба варианта используются только в разговорном стиле
оба варианта нормативны
В терминосистемах сферы гуманитарного знания преобладают терминологические единицы, которые обозначают понятия
-> абстрактные
умозрительные
отвлеченные
конкретные
Важнейшее отличие диссертации от монографии - это
-> форма существования: монография - печатный текст, диссертация - рукописный
круг адресатов: монография адресована более широкому кругу, нежели диссертация
цель: монография доказывает истинность представленного материала, диссертация создается для публичного признания автора текста достойным научной степени
размер: монография по объему больше, чем диссертация
Важнейшей чертой академической прозы является
-> постепенное уменьшение доли сложных предложений и увеличение количества простых предложений в тексте
употребление только простых предложений
одинаковое количество простых и сложных предложений
постепенное уменьшение простых предложений в тексте и увеличение количества сложных предложений
Вкрапление общеизвестных выражений (фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, газетных штампов) в несколько видоизмененном виде - это
-> аппликация
объективизация
дубитация
парантеза
Вопрос, на который автор отвечает сам; языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон вопроса по мере развертывания текста, - это
-> объективизация
комбинация
риторический вопрос
дубитация
Выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы, выступления по вопросам научно-технического прогресса, отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, дипломатические, политические, военно-патриотические, митинговые, агитаторские и парламентские речи относятся к красноречию
-> социально-политическому
духовному
социально-бытовому
академическому
Деепричастия настоящего времени (едучи, играючи, жалеючи, крадучись) и некоторые другие с суффиксом -учи считаются
-> устаревшими или просторечными
литературными
общеупотребимыми
разговорными
Для сферы научной информации выделяют академические жанровые разновидности
-> реферат, аннотация и рецензия
научная статья, эссе
монография, диссертация
учебник, учебное пособие
Древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции, два подвида (дидактическое и панегирическое) - это красноречие
-> духовное
социально-бытовое
судебное
академическое
Если перед числительным выступает местоименное прилагательное (все, эти, другие, иные, остальные), то сказуемое стоит в(о)
-> множественном числе
том числе, которое требует определяющее слово
том числе, которого требует контекст
единственном числе
Если существительное имеет неконкретное значение, а также если действие, выражаемое сказуемым, отрицается, то более предпочтительны формы
-> единственного числа среднего рода
единственного числа мужского рода
множественного числа мужского рода
множественного числа среднего рода
Закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала - это
-> композиция текста
анализ текста
строение текста
структура текста
Занижение оценки с целью ее повышения - это
-> мейозис
синекдоха
метафора
антифразис
И всех составляющих частей композиции текста может отсутствовать любая часть кроме
-> основной
концовки
заключения
вступления
Из всех простых и сложных конструкций безличные предложения составляют
-> огромное число, образуя ядро научного стиля
минимальную долю
половину всех употребляемых предложений
лишь небольшую часть
Из перечисленного: 1) зачин, 2) вступление, 3) основная часть, 4) заключение, 5) концовка речи, 6) кульминация - частями композиции текста являются
-> 1, 2, 3, 4, 5
3, 4, 6
2, 3, 4, 5, 6
2, 3, 5, 6
Из перечисленного: 1) иноязычные по происхождению слова на -о, -у, -ю, -и, -е и ударное -а, 2) иноязычные названия лиц женского пола, 3) русские фамилии на -ово, -аго, -ых, -их, 4) украинские фамилии на -ко, 5) иноязычные женские имена и фамилии, 6) иноязычные имена и фамилии, оканчивающиеся на гласный, кроме -а, 7) аббревиатуры на гласную и большая часть аббревиатур на согласную, 8) заимствованные слова на -ь - несклоняемыми являются
-> 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2, 4, 6, 8
1, 3, 5, 7, 8
Из перечисленного: 1) образование сравнительной и превосходной степени путем соединения аналитической и синтетической форм, 2) плеонастические сочетания, 3) формы сравнительной степени от относительных прилагательных, 4) формы превосходной степени, образованные путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи- , 5) образование сравнительной степени при помощи слов более, менее -распространенными ошибками, связанными с использованием прилагательных в речи, являются
-> 1, 2, 3, 4
2, 3, 4, 5
2, 4, 5
1, 3, 5
Из перечисленного: 1) ясность, 2) логичность, 3) сжатость изложения, 4) точность и объективность, 5) стандартность и безобразность, 6) метафоричность - свойства научного стиля характеризуют
-> 1, 2, 3, 4, 5
2, 3, 4, 5, 6
1, 3, 5, 6
2, 3, 4, 6
Из перечисленных жанров: 1) доклад, 2) лекция, 3) дискуссия, 4) монография - устной форме коммуникации научного стиля свойственны
-> 1, 2, 3
2, 3, 4
3, 4
1, 2
Из перечисленных жанров: 1) доклад, 2) монография, 3) учебник, 4) статья, 5) рецензия, 6) реферат, 7) тезисы - письменной форме коммуникации научного стиля свойственны
-> 2, 3, 4, 5, 6, 7
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 5, 6, 7
1, 3, 5, 4
Из перечисленных категорий: 1) одушевленные существительные мужского рода и существительные общего рода, 2) существительные, обозначающие группу лиц или животных, 3) личные местоимения, 4) слова, не имеющие форм единственного числа, а также названия парных предметов, 5) одушевленные существительные женского рода - собирательные числительные сочетаются с
-> 1, 2, 3, 4
1, 3, 5
2, 3, 4
2, 3, 4, 5
Из перечисленных подстилей: 1) собственно научный, или академический, 2) научно-учебный, 3) научно-технический, 4) научно-популярный 5) научно- публицистический - в научном стиле выделяют
-> 1, 2, 3, 4
2, 3, 4, 5
2, 4, 5
1, 3, 5
Из перечисленных средств и приемов: 1) членение текста, 2) четкость замысла говорящего, 3) недвусмысленная выраженность логических связей, 4) обобщенность, 5) активизация внимания читателя, 6) однозначность и неэмоциональность выражения, 8) использование в тексте эмоционально-экспрессивных средств языка - в научном стиле сложились
-> 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
2, 4, 6, 8
1, 3, 5, 7, 8
Иллюстративный материал, который в компактной форме представляет динамику изменений процессов или состояний, называется
-> графиком
диаграммой
абзацем
таблицей
Использование терминов, абстрактной лексики, употребление многозначных лексических единиц в семантически достаточном для верного восприятия окружении, отсутствие эмоционально окрашенной и экспрессивной лексики - это признаки научного стиля на __________________ языковом уровне
-> лексическом
морфологическом
морфолого-синтаксическом
синтаксическом
Как синтаксические штампы в академическом стиле используются конструкции
-> определенно-личные
номинативные
неопределенно-личные
безличные
Книгой, помогающей адресату усвоить содержание определенного курса, определенной учебной дисциплины, является
-> учебник
сборник научных статей
энциклопедия
учебное пособие
Когда говорят о морфологических особенностях академического стиля, то прежде всего имеют в виду особенности функционирования
-> категории числа у существительных, категории времени и лица у глаголов
только категории лица у глаголов
только категории времени у глаголов
только категории числа у существительных
Любая языковая единица, имеющая смещенное значение, то есть второй план, просвечивающийся за буквальным значением, - это
-> троп
каламбур
синонимичность
многозначность
Мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушателя - это
-> коммуникация
риторический вопрос
объективизация
дубитация
Многие существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа имеют окончание
-> ударное -а, -я


нулевое
Названия женских театральных амплуа (инженю, травести) относятся к роду
-> женскому
общему
среднему
мужскому
Названия лиц по роду занятий (рантье, буржуа, атташе) обычно относятся к роду
-> мужскому
женскому
общему
среднему
Наиболее употребительными из числа сложных предложений в научных трудах всех временных срезов являются
-> сложноподчиненные
все их виды
бессоюзные
сложносочиненные
Наиболее часто характеризует академическую речь __________ полемичность
-> имплицитная
нулевая
имплицитная и эксплицитная
эксплицитная
Немотивированное употребление одних и тех же слов в составе одного предложения или нескольких предложений, расположенных рядом, - это
-> лексический повтор
двусмысленность
плеоназм
тавтология
Несклоняемые аббревиатуры (ВВЦ, ООН) относятся к
-> тому же роду, что и главное (стержневое) слово
общему роду
тому роду, который определяет контекст
мужскому роду
Несклоняемые существительные типа авеню, салями, кольраби относятся к
-> тому же роду, что и синоним этого слова в русском языке, имеющий более общее понятие
общему роду
мужскому роду
среднему роду
Один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления, - это
-> проспекция
конверсия
ретроспекция
когезия
Освоить какой-либо фрагмент данного курса, спецкурса, факультатива помогает
-> учебное пособие
энциклопедия
сборник задач и упражнений
учебник
Основным и наиболее частотным жанром академического подстиля является
-> научная статья
эссе
диссертация
монография
Особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга и в то же время связанные между собой, - это
-> когезия
кодификация
проспекция
ретроспекция
Особым образом организованный фрагмент текста, служащий для компактного представления материала, который предварительно подвергся структурной и статистической обработке, - это
-> таблица
график
иллюстрация
абзац
Остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове (словосочетании) прямого и переносного значений или на совпадении звучания слов (словосочетаний) с различными значениями, - это
-> каламбур
гипербола
метафора
сравнение
Отсутствие конкретного временного плана, особый характер предикатов, не выражающих конкретное действие, большое количество слов в форме единственного числа в значении множественного, указывающих на обобщенность предмета, явления, - это признаки научного стиля на __________________ языковом уровне
-> морфолого-синтаксическом
морфологическом
синтаксическом
лексическом
Перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходства - это
-> метафора
каламбур
гипербола
сравнение
Перенос имени с одной реалии на другую по логической смежности - это
-> метонимия
метафора
гипербола
синекдоха
Перенос имени с целого на его часть - это
-> синекдоха
метафора
гипербола
метонимия
По данным исследователей, самыми употребительными в академическом стиле являются простые предложения
-> безличной конструкции
номинативные
инфинитивные
неопределенно-личные
По семантико-структурным характеристикам как прямое, непосредственное описание какого-либо текста следует охарактеризовать
-> аннотацию
научную статью
рецензию
реферат
Повторение однокоренных слов или одинаковых морфем (изобразить образ) - это
-> тавтология
слова-паразиты
лексический повтор
плеоназм
Подавляющее большинство несклоняемых существительных (рагу, бюро, шоссе) относятся к роду
-> среднему
женскому
общему
мужскому
Предпочтение отдается полным конструкциям, а эллиптические выполняют особые функции; вводные конструкции широко используются как для осуществления межфразовых связей, так и для выражения авторской точки зрения; увеличивается удельный вес сложных предложений - это признаки научного стиля на __________________ языковом уровне
-> синтаксическом
морфологическом
морфолого-синтаксическом
лексическом
При употреблении форм сравнительной степени объект сравнения
-> должен быть указан обязательно
указывается в зависимости от контекста
предпочтительно указать
не должен быть указан
Простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее)
-> стилистически нейтральна
характерна для литературного стиля
характерна для научного стиля
характерна для разговорного стиля
Развернутую информацию о каком-либо тексте содержит
-> реферат
отзыв
рецензия
аннотация
Развитие языка науки характеризуется
-> компрессией и повышением информативности
компрессией и снижением информативности
только повышением информативности
только компрессией
Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой, - это красноречие
-> академическое
духовное
социально-бытовое
социально-политическое
Род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан, - это красноречие
-> судебное
социально-политическое
духовное
академическое
Род таких географических названий, как Сан-Франциско, Перу, Миссисипи
-> определяется родом соответствующего нарицательного имени существительного
общий
всегда средний
всегда мужской
Ряд вопросов к аудитории, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения, - это
-> дубитация
комбинация
риторический вопрос
объективизация
Ряд существительных мужского рода (башкиры, господа, солдаты и др.) имеют в родительном падеже множественного числа окончание
-> нулевое
а
ей
ов
Ряд существительных среднего рода (на -ко: облако, очко; на -це: полотенце) имеют в форме родительного падежа множественного числа окончания
-> ов, - ев
-ок
ец
нулевое
Самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание, вставленное в основной текст и имеющее значение добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки, - это
-> парантеза
коммуникация
дубитация
объективизация
Системная организация, наличие дефиниции, однозначность в пределах одной терминосистемы, отсутствие экспрессивной окраски, стилистическая нейтральность - это особые свойства
-> термина
понятия
профессионализма
номенклатурного понятия
Склоняемые аббревиатуры на согласную (вуз, МИД, ТАСС)
-> могут относиться к мужскому роду или определяются по роду стержневого слова
общего рода
определяются по роду стержневого слова
всегда только мужского рода
Слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного какой-либо одной профессией, - это
-> профессионализмы
жаргонизмы
сленг
номенклатурные понятия
Слова типа протеже, визави, а также некоторые названия животных (пони, шимпанзе) относятся к роду
-> общему
женскому
мужскому
среднему
Сложная форма сравнительной степени (более интересный, более сильный)
-> свойственна книжной речи
характерна для литературного стиля
свойственна разговорному стилю
стилистически нейтральна
Со сферой высокотехнологичного производства и организацией науки связан подстиль
-> технический
научно-учебный
научно-популярный
академический
Со сферой научных исследований, публичных научных докладов и выступлений связан подстиль
-> академический
научно-учебный
научно-популярный
технический
Совокупность специальных слов различных областей науки и техники, функционирующих в сфере профессионального общения, - это
-> терминология
фразеологизмы
профессиональный сленг
заимствованные слова
Совокупность специальных терминов-названий, употребляющихся в данной научной области для названия типичных объектов науки, - это
-> номенклатурные понятия
фразеологизмы
термины
профессионализмы
Соотносимы с описаниями и способны заменять их в тексте чаще всего
-> собственно иллюстрации
графики
диаграммы
таблицы
Способ повествования, при котором буквальный смысл целого текста служит для того, чтобы указать на переносный смысл, передача которого является подлинной целью повествования, - это
-> аллегория
каламбур
сравнение
метафора
Стремление к сокращению протяженности речевого сообщения называется
-> компрессией
сжатием
упрощением
опрощением
Студенческий реферат и курсовая работа являются особыми жанрами стиля
-> учебного
научно-технического
научно-популярного
академического
Субъективная модальность, которая скрывается за такими видами объективной модальности, как «верно - неверно» доминирует в
-> рецензии
отзыве
аннотации
реферате
Существительные женского рода с суффиксами -ш(а), -их(а) (инструкторша, кассирша, дворничиха) употребительны
-> только в просторечии
во всех стилях языка
в научном стиле
в литературном стиле
Существительные мужского рода, называющие единицы измерения, в сочетании с числительными имеют окончание
-> нулевое
ев
а
ов
Существительные на -анин, -янин образуют множественное число от другой основы (без -ин) с окончанием
-> е
нулевым
ы
и
Сфера употребления конструкций типа лермонтовские стихи, отцовы брюки
-> ограничена разговорной речью
литературный стиль
охватывает все стили языка
книжный стиль
Такое коммуникативное качество речи, которое предполагает соответствие ее смысловой стороны способам выражения и проявляется в умении находить адекватное словесное выражение понятиям, - это
-> точность
буквальность
ясность
конкретность
Указание в письменном тексте графическими средствами (многоточием) на невысказанность части мысли - это
-> умолчание
парантеза
коммуникация
дубитация
Употребление в речи близких по смыслу и поэтому логически излишних слов (лично я, свободная вакансия) - это
-> плеоназм
слова-паразиты
лексический повтор
тавтология
Употребление слова или выражения, несущего в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекста, - это
-> антифразис
гипербола
синекдоха
мейозис
Употребление форм степеней сравнения и кратких форм имен прилагательных в академических текстах
-> нехарактерно
запрещено
предпочтительно
обязательно
Учебник и учебное пособие являются основными жанрами подстиля
-> научно-учебного
научно-технического
научно-популярного
академического
Форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации, - это
-> ретроспекция
конверсия
когезия
проспекция
Формы коммуникации, характерные для науки
-> устная и письменная
невербальная и вербальная
письменная и графическая
устная и графическая
Экспрессивное утверждение или отрицание, сформулированное в виде вопроса, - это
-> риторический вопрос
открытый вопрос
объективизация
дубитация
Юбилейная речь, носящая торжественный характер; приветственная речь; застольная речь; надгробная речь относятся к красноречию
-> социально-бытовому
социально-политическому
академическому
духовному
Ядро научного стиля, вокруг которого группируются другие подстили, составляет подстиль
-> академический
научно-популярный
научно-учебный
научно-технический